С древних времен к профессии учителя относились уважительно. Подтверждение этому содержится во многих пословицах и поговорках. Вот лишь некоторые из них: «Почитай учителя, как родителя», «По ученику и об учителе судят», «Тетрадь – зеркало ученика и учителя». Эта народная мудрость говорит об уважении не только к личности педагога, но и его труду. А как относятся к педагогу в современном мире?
Большинство отечественных ученых нам дают данные, что авторитет педагога в школе упал за эти 20 лет. То есть получается, что за 20 лет престиж педагога постепенно падал – это и есть проблема современной школы.
20 лет назад в школах преподавали педагоги ещё «советской закалки», как бы сказал мой учитель: учителя старой школы. И эта школа была сильная. Учителя старались получать новые знания. Стремились отдавать всего себя работе, жертвовали своим свободным временем, увлечениями, нередко забывали о здоровье, думали об учениках как о собственных детях, принимали близко к сердцу их проблемы. В моей школьной жизни огромную роль играл авторитет учителя, он был для меня главным примером во всем, я его всегда уважал. Сегодня еще можно встретить учителей «советской закалки», но их становится все меньше и меньше.
Сейчас современный педагог уже другой: он мобильный, с легкостью подстраивается под технический прогресс современности, не боится экспериментировать, с легкостью работает с разными учебно-методическими комплексами. И это хорошо. Педагог теперь больше работает с компьютером, использует разные интерактивные методы обучения.
Но, на мой взгляд, настоящий Учитель исчезает, все больше в школах урокодателей. И даже ежегодный Всероссийский конкурс «Учитель года» не позволяет мне изменить свое мнение – слишком мало его участников по сравнению со всем количеством учителей в нашей стране. И ставка учителя с высшей квалификационной категорией в нашей области равна прожиточному минимуму, что вряд ли стимулирует учителя на творческую работу.
Эти двадцать лет изменили педагога. Это связано в том числе и с тем, что технический прогресс сделал немалый шаг вперед. И мне, как будущему педагогу, тоже надо подстроиться под него и идти в ногу со временем. Стоит не забывать, что учитель – это тот специалист, который всегда может измениться под воздействием определенных обстоятельств и найти подход ко всему. Хочется соответствовать замечательным строчкам из стихотворения нашего земляка, поэта Л.Ошанина:
Может, в сердце боль или тревога,
Может, не везет пока в любви –
Все равно у школьного порога
Оставляй все горести свои.
Учитель! Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя!