Страница обновлена 26.02.2018

ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж

Страница обновлена 26.02.2018
ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж

Эссе на тему: «Преимущества учителя-мужчины»

 

ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж

автор: Червякова Юлия, студентка 3 курса специальности Социальная работа

руководитель: Ромашева Валентина Владимировна, преподаватель педагогики)

 

 

Между мужчиной и женщиной, независимо от сферы их деятельности, существуют гендерные различия в восприятии и оценке окружающей действительности, в различной реакции на неё.

А в чём же разница между педагогом-женщиной и педагогом-мужчиной?

Нельзя не признать, что психологически и исторически женщины более приспособлены для выполнения педагогической деятельности, особенно в начальных классах, в преподавании родного языка, литературы и других гуманитарных дисциплин. А мужчины имеют преимущества там, где нужны логика, точность формулировок, формул, решений, т.е. в преподавании математики, физики, химии, информатики и др. Однако самым решающим фактором в данном вопросе является всё-таки уровень профессиональной квалификации педагога. И те, и другие преимущества учителей разного пола призваны дополнять друг друга, давая учащимся более глубокие знания. Нельзя сбрасывать со счётов и то, насколько важны для воспитания учащихся и примеры стереотипов поведения и учителей-мужчин, и учителей-женщин, потому что именно в годы учёбы они осознают себя как представители того или иного пола. Всё это предполагает необходимость сбалансированного состава педагогического коллектива.

Да, разница есть. Но дело тут не в уровне знаний или способностях изложить материал, а в личностных характеристиках. Женщины более эмоциональны, более свободны в выражении чувств и эмоций, они часто руководствуются категориями нравится – не нравится. Ученик вполне может вывести учителя-женщину из себя. Женщины в речевом отношении более богаты и активны, чаще пользуются невербальными средствами общения (улыбки, кивки, жесты и др.).

А вот для мужчин характерна сдержанность, деловитость, нацеленность на результативность работы, инициативность в речевом общении. В этом смысле мужчина более спокоен, более логичен, менее эмоционален. Мужчина учитель часто прямолинеен, не отвлекается на пустяки, в то время как женщину, зачастую, можно легко выбить из колеи.

Мужской контингент, более склонный к самоанализу и рефлексии, постепенно был вытеснен из школы. Кроме того, в послевоенные годы мужчин вообще стало меньше, и это тоже повлияло на их представительство в педагогике. В настоящее время приходу мужчин в педагогику мешают низкий статус, как образования, так и преподавательской профессии, чему в немалой степени способствует низкая оплата их труда. А это приводит к тому, что мальчики не видят в процессе школьного воспитания образец маскулинности.

Несмотря на то, что среди педагогов превалируют, в основном по финансовым причинам, женщины, это не отменяет необходимость учитывать психологические особенности как педагогов-женщин, так и педагогов-мужчин, влияющие на воспитание учащихся.

В разработке данной проблематики мнения исследователей расходятся. Одни считают, что половые признаки никак не влияют на возможность человека заниматься преподавательской деятельностью, характеризуя тем самым профессию учителя как «унисекс».

Наиболее развернуто по традиции высказался Александр Николаевич Игрицкий (учитель физики, математики опыт преподавания 40 лет): «Есть дело, которое нужно делать. И мужчина это, прежде всего, тот, кто, понимая это, выполняет любую работу. Нет жесткого деления работ по половым признакам исполнителей. Есть определенные критерии взрослости и гражданской ответственности».