Страница обновлена 20.04.2020

Промежуточные результаты исследовательского проекта студентов колледжа «У войны не женское лицо»

В войне нет ничего женского, кроме женского рода в слове «война». Но, к сожалению, жестокая и всеразрушающая сила приравнивает всех: мужчин, женщин и даже детей. Да, женщинам приходилось существовать в условиях войны, любить, ждать с фронта и самим брать в руки оружие, вместе с трагичными смертями, кровью и жестокостью. Война – это самое страшное, что может случиться с женщиной. Ведь она мать, она дарит жизнь, а тут приходиться ее отнимать. Женщине намного труднее убить, нажать на курок и забрать жизнь. Это не женское дело.

В годы Великой Отечественной войны всё было подчинено трудному военному времени: девушки работали на оборонительных сооружениях, ездили на заготовку торфа, леса, во время налета вражеской авиации и сбрасывания на территорию Ростовского района фугасных и зажигательных авиабомб – дежурили на крышах, при возникновении угрозы вторжения на территорию Ярославской области вражеских войск – рыли окопы…

В училище в учебные программы ввели военную подготовку. Студенты проходили обучение в группах ПВО и ПВХО. Девушки обучались на курсах сандружинниц. После учёбы все учащиеся дежурили в эвакогоспитале. Они с особой заботой окружали раненых бойцов, прибывавших каждый день в Ростов с тяжёлыми ранениями, уставшие, порой измученные. Студенты обрабатывали раны, кормили раненых, писали за них письма домой и организовывали концерты. И учились! В две или три смены при керосиновых лампах.

Девчонки военной поры. Сколько выпало на их хрупкие плечи… Примером для них были выпускницы предвоенных лет, ушедшие на фронт. Анализируя военные документы, мы нашли сведения о двух девушках. выпускницах 1936 и 1938 годов.

30 декабря 2010 года на 96 году ушла из жизни Серафима Фёдоровна Мирская – старейшая учительница Борисоглебской средней школы. Отличник народного просвещения, она была отмечена многими правительственными наградами, в том числе и военными: орден «Отечественной войны», медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», 10 апреля 1942 года её призвали на фронт. Служить Серафиме Фёдоровне довелось на Угличском гидроузле, на зенитной батарее, днём и ночью защищая небо от немецких бомбардировщиков. После войны Серафима Фёдоровна вернулась в Борисоглебск, в школу, выщла замуж. 36 лет Серафима Фёдоровна была учителем начальной школы. Сотни мальчишек и девчонок научила читать, писать, считать, воспитывала в них доброту и честность, внимание к окружающим. Разлетелись бывшие ученики по стране, многие стали известными людьми и наверняка хранят в памяти образ своей первой учительницы-доброй, светлой, внимательной. И мы сохраним в своих сердцах девчонок военной поры.

Еремеева Лидия Васильевна, выпускница 1939 года. Она родилась 8 января 1921 года в деревне Слободка Петровского района Ярославской области. После окончания семи классов, в 1935 году поступила учиться в Ростовское педагогическое училище. С 1 сентября 1938 г. Лидия Васильевна была направлена на работу в детский сад «Рольма» в качестве воспитателя. В апреле 1942 года Лидия Васильевна была взята в ряды Советской Армии. Во время Отечественной войны она работала радистом до демобилизации из рядов Советской Армии, до июля 1945 года.

Женщины воевали на всех фронтах, они были: сапёрами, радистами, санинструкторами, врачами. Всё выдержали на своих плечах и стали героями.

Вся страна с особой радостью встретила весть об освобождении Сталинграда. 2 февраля вся страна услышала голос Левитана: «Говорит Москва! Последний час. Сегодня, 2 февраля 1943 года, войска Донецкого фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда!» Студенты Ростовского педагогического училища радовались и ликовали со всей страной, Сталинград освобожден. На его восстановление поехали тысячи девушек. Среди них были 6 выпускниц Ростовского педагогического училища 1943 года.

Роспускова Тамара Васильевна, выпускница педагогического училища 1942 года. Сегодня она проживает в Ростове. 14 апреля 2019 года ей исполнилось 95 лет, но она до сих пор помнит те трудные годы, что пришлись на её юность. Днём работали в школах, учили малышей, а вечером шли на разбор завалов. Город был разрушен до неузнаваемости. Жили в землянках

Она родилась в Ростове в 1924 году в многодетной семье. Училась только на одни «5». Мы нашли в архиве колледжа журнал 3 «А» класса. Тамара Васильевна всегда была отличницей, самой лучшей в группе. Лучшая в учебе, лучшая в труде, лучшая комсомолка. В войну с подругами работала на оборонительных сооружениях – рыла окопы, трудилась на торфоразработках, дежурила в госпитале. Об этом она рассказала нам в своих воспоминаниях.  Когда узнала о комплектовании Ростовской группы в Сталинград, сразу приняла решении о своей поездке. Родители собрали чемодан, сварили несколько картошин, а отец дал буханку хлеба на дорогу. Шесть девушек, выпускниц Ростовского педагогического училища, поехали работать учителями в Сталинград. Тамара Васильевна рассказывает: «Три дня ехали в дороге, пели, радовались, строили планы и только за 2 – 3 часа до цели забеспокоились. За окнами вагонов мелькали разрушенные полустанки, деревни, города.  Мы испугались, поняли, что впереди будут большие трудности. 29 августа девушки прибыли в Сталинград. От красивого вокзала остались только ступени…». «Город казался мертвым. Под ногами разбитый кирпич, видны остатки печей, стен, обгорелые железные кровати. Трамвайные рельсы скручены в «бараний рог», искореженные машины. Кругом пусто, людей не видно». В первые же дни пребывания девушки заметили, что в городе стали появляться жители, которые сумели выжить в горящем котле битвы, спасались в земле, в погребах. Город оживал быстро. В Сталинград были брошены все силы на восстановление разрушенного города и полноценной жизни. В разбитых домах, где уцелели первые этажи, размещали больницы, столовые, первые магазины. В уцелевших углах домов появились учреждения, мастерские. Заработали небольшие бани, появился базар. На улицах по радио жители слушали последние известия с фронта, стала играть бодрящая музыка. Всех девушек направили в одну школу. Но каково было их удивление, когда вместо школы они увидали только коробку здания. Присесть было негде и не на что. Люди жили в землянках, слепленных из соломы и глины. Первую ночь девушки провели в углу на глиняном полу. А утром весь собравшийся коллектив школы уже строил планы. «В здании сохранились стены бывшего туалета – это стало учительской. Женщины между тем сложили две стены из битого кирпича и глины. Этой стеной класс делили пополам, получились 4 класса вместе с разрушенной стеной школы.  Привезли доски, чурбаки – получились столы для занятий.  Ученикам дали по 2 тетради, чернильницы – непроливайки, ручки с пером – и занятия начались. Каждому выдавали   хлебные карточки (те же 400 гр.) и талон в столовую. Школы потихоньку стали оживать, детей становилось всё больше и больше.» Местное население возвращались из–за Волги. Так как дома были разрушены, жить было негде, люди рыли землянки, лепили хаты, подбирали сгоревшие кровати, чугуны и прочие предметы. Жители заново возвращались к жизни, устраивались, как могли. Так началась жизнь Ростовских девчонок в Сталинграде. Город лежал в руинах, но был мир, а вокруг еще полыхала война, лилась кровь. Тамара Васильевна вспоминает лампы. Их научились она делать из гильз: её сплющивали, наливали керосин, опускали  самодельный фитиль – и лампа готова. «Я свою лампу сделала из заварочного чайника, пропустила фитиль через дырочку в крышке  – огонь, как от свечи. С этой лампой я ежедневно проверяла по 60-80 тетрадей»- говорит Роспускова Т.В. Глиняные домики быстро росли в Сталинграде. Люди прибывали и прибывали. Начиналась новая жизнь в освобожденном городе – без войны.   Сталинград стал для Роспусковой Тамары Васильевны вторым родным городом. Она проработала в нем до 1980 года. Только выйдя на пенсию, приехала в родной город Ростов, где жили её родители, сестры, где она училась до войны. 

Жить и работать в войну в разрушенных городах тогда было для многих обычным делом, а мы сейчас говорим, что это – трудовой подвиг. Роспускова Тамара Васильевна рассказывала нам о войне спокойно, без приукрашиваний. Говорила, что было трудно в Сталинграде, страшно, но трудно было всей стране. Уехать домой Тамара Васильевна не могла, понимала, что она комсомолка.  Разве можно было поступить иначе.

Булановой Мария Ивановна, выпускница педагогического училища 1942 года. В её трудовой книжке первая запись «1 сентября 1943 года город Сталинград Ворошиловский р-н Дар Гора школа №52.  Принята на работу в качестве преподавателя начальных классов». Её дочь Ворончихина Нина Васильевна спустя годы стала преподавателем нашего учебного заведения. Она и рассказала нам о судьбе Булановой Мария Ивановна «мама была очень скромным человеком, не любила вспоминать о тех далёких событиях. Приехав в Сталинград, они увидали страшную картину. Перед глазами девушек открылись остовы разбитых, сожженных зданий с черными глазницами изуродованных проемов в мертвом молчании. Повсюду – горы обломков рухнувших домов, перепаханной взрывали земли, улицы и площади были завалены битым кирпичом, искореженной арматурой, разбитой техникой, изрыты воронками авиабомб. В этом городе ей предстояло работать учительницей начальных классов. Мария Ивановна рассказывала, что учили детей в подвальных помещениях, школы были разрушены, целых домов после обстрелов не было. Практически всё объясняли и учили устно. Многие школьные пособия делали из подручного материала. Не хватало ни бумаги, ни карандашей, ни ручек. Классы были сборные, дети в них разновозрастные – от 7 до 12 лет. Но учились они с большим желанием. Ребята были активны, задавали много вопросов своим молодым учителям. Быт и учителей и учащихся был не устроен, за водой ходили на Волгу, долгое время жили в землянках. Главная ценность, которую Мария привезла из Ростов – красное атласное одеяло. Оно и согревало, и напоминало о далеком доме. Но были все молоды и понимали: трудно всем, и война ещё не закончилась. Никто ни на что не жаловался, воспринимал действительность такой, какой она была. В войну в 1944 году в Ростове заболела мама, ей нужна была помощь, и Буланова Мария Ивановна вынуждена была возвратиться домой. В войну работала в Ростове, потом окончила Ярославский педагогический институт. Через несколько лет стала директором средней школы №3 города Ростова.

Она была скромным человеком, и мало кто из её коллег знал, что в годы войны эта хрупкая девушка пережила трудные военные времена, работала учителем начальных классов в освобожденном городе Сталинграде и принимала участие в его восстановлении. Говорят, что у войны не женское лицо. Женское…

Тысячи женщин работали на восстановлении этого города. Восстанавливали промышленные предприятия, строили новые заводы, мосты, учили детей.

Выпускницы военного времени направлялись в школы не только Ярославской области, но и далеко за её пределы. Работали директорами, учителями, воспитателями. Девушки Ростовского педагогического училища внесли свой вклад в великую Победу.

Вся информация, собранная и разработанная студентами под руководством Слышкиной Светланы Петровны, используется экскурсоводами в музее истории Ростовского педагогического колледжа, на уроках истории, краеведения, во внеурочной деятельности при проведении мероприятий патриотической направленности, на классных часах, посвященных выпускникам нашего учебного заведения.