Страница обновлена 05.03.2020

УДК 784 (96)

Игра как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов на уроках ОБЖ

Ю.Н. Колесникова, преподаватель ОБЖ              

Аннотация: В статье представлены принципы подготовки и проведения обобщающего урока по ОБЖ в форме игры.

Annotation:

Ключевые слова: профессиональные компетенции, игра

Key words: professional competence,

«Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии». Владимир Путин, 8 февраля 2008 г

Умение решать проблемы – является важнейшей ключевой компетенцией, которая необходима человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающийся овладеет компетенциями решать проблемы, его ценность для организации, где он будет работать, многократно возрастет.

В профессиональном образовании существуют разные противоречия, но нам представляется главным то, что, выбрав себе профессию, студент не только недостаточно активен в учебе, а часто избегает выполнения всех предписанных заданий, т.е. не прикладывает сил для достижения поставленной цели.

Согласитесь, уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы преподавателя и студентов накапливается. Все это вызывает негативное отношение студентов к уроку, в частности, к образовательному процессу в целом, а у преподавателя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы студент ждал новой встречи с преподавателем? И возможно ли это? Какие же технологии обучения могут оказать эффективное воздействие на решение данной проблемы?

Эффективность системы российского профессионального образования, повышение его качества до мирового уровня, востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий.[4]

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.[1]

С помощью игры, как средства формируются общие и профессиональные  компетенций студентов на уроках ОБЖ:

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Актуальность выбранной темы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Во-вторых, имитационный игровой метод позволяет приблизить студентов к реальным условиям их будущей специальности. В-третьих, этот метод способствует повышению эффективности и качества подготовки специалистов среднего звена. Возможности игровых форм, прежде всего, базируются на их многофункциональности:

  • единство теории и практики,
  • повышение мотивации к самоопределению и самоорганизации, саморазвитию личности,
  • формирование социального интеллекта и опыта,
  • развитие творческих способностей, что связано с умением слышать другую точку зрения, вести дискуссию, отстаивать и защищать свою позицию, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается, с одной стороны, в связи с доступностью различных источников познания, нарастанием объёма разнообразной информации, поставляемой телевидением, видео, Интернетом, а также, во-вторых, все более масштабным использованием средствами массовой информации игровых технологий.

Правильно организованная с учетом специфики материала игра:

  • тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;
  • учит работать в команде, коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами в процессе выполнения заданий группового характера (умение устанавливать контакты, неконфликтность, лабильность, умение убеждать);
  • учит организовывать собственную деятельность (уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, умение управлять своим временем), определять методы решения игровых задач, оценивать их эффективность и качество;
  • стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к своей будущей профессии и др.

Разумеется, не сразу и не все студенты становятся активными участниками мыслительной деятельности на занятии. Необходимо время, чтобы они осознали и приняли этот метод и его преимущества. Увлёкшись, обучающиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием. Игровую ситуацию не следует использовать, если в группе нет атмосферы взаимного доверия и психологического комфорта. Но в противном случае, результаты превосходят все ожидания – студенты раскрываются с артистизмом, выдумкой, творчеством.[4]

Игра “ОБЖ шанс” проводиться на уроках обобщения изученной темы, является универсальной, и проводить ее можно по любой теме и по любому предмету как между командами, так и между отдельными обучающимися. Игра позволяет: проверить значение и умение обучающихся как по курсу текущего материала, так и ранее изученного; проявить обучающимся свои знания не в экстремальных условиях опроса или самостоятельной работы, а в условиях игры, снять синдром “двойки-тройки”, так как эти оценки условиями игры не предусмотрены; получить оценки “оценки” и “хорошо” всем обучающимся.

Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:

              1 этап – подготовка игры:

  • Игровое поле;
  • Магнитная доска (при проведении командной игры);
  • Фишки или магнитики с номерами или эмблемами команд;
  • Кубик или юла со стрелкой;
  • Вопросы к игре составляются преподавателем с учетом коэффициента сложности (К).

              2 этап – организация игры

  • При проведении игры игровое поле закрепляется на магнитной доске.
  • В качестве фишек используются магнитики с прикрепленными к ним номерами или эмблемами команд.
  • Оптимальный количественный состав одной команды 4-5 обучающихся вместе с капитаном.
  • Отвечать на поставленный вопрос имеет право как капитан, так и любой член команды.

3 этап – анализ и обобщение:

  • Вывод из игры,
  • Рефлексия игры,
  • Оценка и самооценка работы (При проведении командной игры помимо оценок по предмету можно предусмотреть награждение команды-победительницы, команд-призеров и отдельных обучающихся сувенирами).
  • Выводы и обобщения. [3]

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как студентам, так и преподавателям. Таким образом, игра – главная сфера общения обучающихся. В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения обучающегося, сферой неповторимой человеческой активности.[2]

 Библиографический список

1. Игра – Википедия-https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 05.06.2018).

2. Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-fizkulture/igra-kak-sredstvo-obucheniia-vospitaniia-i-razvitiia-shkolnikov.html (дата обращения 05.06.2018).

4.  Технология игрового обучения как эффективное средство формирования общих и профессиональных компетенций:https://infourok.ru/tehnologiya-igrovogo-obucheniya-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniya-obschih-i-professionalnih-kompetenciy-1128068.html (дата обращения 05.06.2018).

3.  Митрофанов И.В. Тематические игры по географии /И.В. Митрофанов —Творческий центр «Сфера, Москва 2002. — 43-46 с.

Колесникова Юлия Николаевна, преподаватель общеобразовательной дисциплины ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа, email: KolesnikovaUN@yandex.ru


Организация проектной деятельности студентов первого курса ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа

Карпова Татьяна Юрьевна,

преподаватель специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

Индивидуальное проектирование (далее ИП) представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

ИП выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, конструкторской, иной).

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося.

Целью индивидуального проекта является повышение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Задачами реализации ИП являются:

- формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Поэтому в работе над проектом у обучающихся должен быть определённый набор качеств и умений:

  • качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
  • умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого обучающегося;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающегося, я организую работу в несколько этапов:

1. Подготовительная работа

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта преподаватель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Студентам понадобятся сформированные умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках аудиторных занятий.

В рамках аудиторных занятий я использую специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с обучающимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на занятии.

На аудиторных занятиях и при работе над проектом, я стараюсь развивать следующие умения:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

2. Мотивация

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.

3. Выбору основополагающего вопроса

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен студентам, то и проект будет успешен.

Таким образом, в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. И в итоге любого проекта, будь то теоретическая проблема или практическая, должно быть решение, результат готовый к применению.

Список литературы:

  1. Байбородова, Л.В.  Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М. : Просвещение, 2013. – 175с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Гостев, А.Г.  Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения : монография / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. – Екатеринбург, 2008. – 290с. – Библиогр. С.246-250.
  3. Кадыкова, О.М. Общешкольный проект- основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова
    // Эксперимент и инновации в школе. - 2013.-№5. - С.14-22.

Методическая разработка на тему:
 «Специфика работы концертмейстера в хоровом классе»

 

 

Банникова Наталья Станиславовна, концертмейстер ГПОУ ЯО РПК

 

 

План методической разработки
 

  1. Мастерство и деятельность концертмейстера
  2. Особенности работы концертмейстера с хором
  3. Перечень произведений для хоровых коллективов

 Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора – пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных, и конкурсных ситуациях.

1.Мастерство и деятельность концертмейстера

Поле деятельности концертмейстера в студенческом хоровом коллективе очень обширно и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования.

Он должен обладать:

- общей музыкальной одаренностью;

-хорошим музыкальным слухом, воображением;

-умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть:

-артистичным;

-суметь воплотить замысел автора;

- быстро освоить музыкальный текст;

- читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки.

Приступая к игре, концертмейстер всегда должен смотреть и слышать на 1-2 такта вперед, чтобы реальное звучание шло как бы вслед за зрительным и внутренним слуховым восприятием нотного текста. Не случайно опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или за два такта до того, как она доиграна до конца.

При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа для того, чтобы довести это умение до автоматизма.

Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании знакомого уже произведения, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху – практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

2.Особенности работы концертмейстера с хором

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Концертмейстеру необходимы такие профессиональные навыки как:

- уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию;

- транспонировать нотный текст в пределах кварты;

- владеть навыками игры в ансамбле;

- читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.

- знать основные дирижерские жесты и приемы;

- знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору);

- уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре;

- знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения;

- владеть навыками общения с хоровым коллективом;

- помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы;

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений.
Важным моментом в работе концертмейстера является умение играть по руке дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.

 На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

- достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

- пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

-  правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

- в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.

Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

3.Примерный перечень произведений для хоровых коллективов.

Произведения для студенческого хора

  1. С. Смирнов «Не грусти, улыбнись и пой!»
  2. К.М.Вебер "Хор охотников" из оперы "Вольный стрелок"
  3. А.Журбин «Планета детства»
  4. А.Рубинштейн «Горные вершины»
  5. Д.Кабалевский  «Школьные годы»
  6. Ю.Саульский «Счастья тебе, земля моя»
  7. Глюк «Струн золотых напев» хор из оперы «Орфей»
  8.  Азарашвили «Музыка»  
  9. А.Моцарт  «Цветы»
  10. Л.Денц «На качелях»
  11. Я. Дубравин «Песня о земной красоте»
  12. М.Минков «Дельфины» из мультфильма «В порту»
  13. Г.Ф. Гендель «Dignare»
  14. В.Синенко «Stabat Mater»
  15. П.Чайковский «Легенда»»
  16. С.Мальцев «Музыкальный ёжик»
  17. С.Мальцев«Собачкины огорчения»
  18. Н.Гогин «Страдания»
  19. Н.Гогин «Доброта»
  20. Н.Гогин «Коза и барашек»
  21. Н.Гогин «Снежный человечек»
  22. С.Мальцев «Детство»