Конкурс «Истории про истории»
ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж
14 июля 1926 г. Малый Совет Народных Комиссаров, в целях разгрузки Москвы, постановил эвакуировать из столицы ряд техникумов, в том числе и Московский центральный опытный педагогический техникум (МЦОПТ) им. Н.К.Крупской. Окончательно вопрос об эвакуации МЦОПТ был решен только в начале июля 1928 г. 9 июля 1928 г. на заседании Ростовского уездного исполкома (УИКа) было заслушано сообщение о переводе педтехникума в Ростов.
Так в Ростове было открыто новое учебное заведение – педагогический техникум им. Н.К.Крупской, который осуществлял подготовку учителей для единой трудовой школы 1 ступени, т.е. учителей начальных классов. Директором учебного заведения был назначен Смолев Порфирий Федорович. Он родился в д. Фатьянова Ушаковского с/с Большесельского р-на в 1891 г.р. в семье крестьянина. В 1910 году он закончил Новинскую учительскую семинарию (ныне Угличский педколледж),
Первыми преподавателями Ростовского педагогического техникума были:
- Зав. Космачев Петр Николаевич – преподаватель педагогики,
- Завуч Парменов Константин Яковлевич – преподаватель химии,
- Романов Аркадий Михайлович - преподаватель родного языка,
- Баженов Борис Николаевич – преподаватель педологии,
- Лобанов Василий Павлович – преподаватель математики, физики,
- Лобанова Анна Ивановна – преподаватель биологии,
- Павлов Григорий Михайлович – преподаватель рисования,
- Галкин Василий Павлович – преподаватель истории,
- Боголюбский Федор Николаевич – преподаватель полит.экономии,
- Белороссова Мария Николаевна – преподаватель немецкого языка,
- Соловьев Андрей Васильевич – преподаватель физкультуры,
- Валерьянов Леонид Александрович – преподаватель сельскохозяйственного производств,
- Шетнев Дмитрий Иванович – преподаватель физики.
- Воронцов Василий Григорьевич – преподаватель военного дела,
- Новиков Николай Яковлевич – инструктор ручного труда в столярной мастерской.
Под руководством директора Смолева Порфирия Фёдоровича преподаватели техникума на протяжении многих лет вели большую общественную и педагогическую деятельность. Они ежегодно принимали участие в Месячнике агрономизации в районе. Педагоги техникума посещали 3-х дневные курсы практикума по вопросам сельского хозяйства. Основное содержание курсов–практикумов – вопросы весенней посевной и коллективизация с/х. В техникуме были организованы с/х кружки, педагоги являлись руководителями.
Педагоги педтехникума принимали участие в Ликбезпоходе в Ростовском районе в течение нескольких лет. Была организована работа по вывозу навоза на с/х участки, сбор золы на удобрение, добровольные пожертвования для приобретения сельхозинвентаря, для строительства школы в Чечне и на подводную лодку. Директор и преподаватели выезжали в село в командировку по проведению хозполитических кампаний, на посевную компанию, их командировали как уполномоченных по проведению с/х заготовок, на курсы лекторов. Студентам были организованы работы в саду педтехникума и разведение кроликов. Педагогический коллектив принимал активное участие в проведении Дней Урожая и коллективизации в районе.
В сентябре 1932 года техникум получил распоряжение ОБЛОНО об открытии дошкольного отделения.
Большая работа проводилась директором Смолевым П.Ф. в целях повышение профессионального мастерства педагогов. Регулярно обеспечивал им поездки командировки в разные учебные центры.
Особое внимание уделялось развитию спорта среди и преподавателей, и студентов.
В 1936 году Ремнев Александр Федорович был назначен новым директором педтехникума. Начинал свою трудовую биографию секретарем комсомольской организации в Кохомской Льняной Мануфактуре. 1932-1936 г.г. работал преподавателем в Ивановском педагогическом институте на историческом отделении. При нем Ростовский педагогический техникум переименовали в педучилище. Здесь он проработал до июня 1941 года.
Благодаря высокой требовательности к подчиненным и прежде всего к самому себе директору Ремнёву А.Ф. удалось наладить чёткую организацию учебного процесса как на очном, так и на заочном отделениях, ввести индустриальную практику учащихся. В Ростовском педагогическом училище было открыто два отделения: школьное и дошкольное. Ежегодно более 100 выпускников направлялись в разные образовательные учреждения страны. Первоначально обеспечили педагогическими кадрами Ярославскую область. Затем распределения вышли за рамки области, в Ленинградскую, Московскую, Сибирский край, Дальневосточный район СССР – Бурято-Монгольскую республику (Манский р-н, Восточно Сибирский край, Таймырский р-н.) В 1939 году большая группа студентов уехали в Дагестан и Камчатку.
22 июня 1941 года Ремнев Александр Федорович ушёл на фронт.
Директором Ростовского педагогического училища в военные годы был назначен Морозов Алексей Иванович. С началом Великой Отечественной войны здание педагогического училища было передано в военное ведомство для размещения госпиталя.
Учебное заведение не прекращало свою работу и в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Для учебных занятий использовались разные помещения в городе. Под руководством директора был организован учебный процесс. Занятия приходилось проводить в три смены в неотапливаемых кабинетах при свете керосиновой лампы. Всё было подчинено трудовому военному времени: студенты и преподаватели осенью работали в совхозах по уборке урожая, во время налёта вражеской авиации и сбрасывания на территорию Ростовского района фугасных и зажигательных авиабомб – дежурили на крышах, работали на строительстве оборонительных сооружений, собирали теплые вещи, сдавали деньги на постройку самолёта «Ярославский пионер», танковой колонны «Иван Сусанин».
Вследствие создавшейся военной обстановки был изменен учебный план, закрыли заочное отделение.
Несмотря на все трудности военного времени в 1941-1942 учебном году училище выпустило специалистов. Они направлялись в распоряжение: Ростовского роно, Петровского района, Гаврилов–Ямского, Борисоглебского, Переславского. Ряд выпускников были направлены в Хабаровский край, в Калининскую, Архангельскую области.
Директора Морозов А.И. отмечал, что преподаватели и учащиеся честно и добросовестно выполняли свои обязанности на своих рабочих местах и чутко откликались на общественно-политические кампании и мероприятия, направленные к одной главной цели – усиление тыла и фронта борьбы с злейшим врагом нашей родины – гитлеризмом. Весь коллектив участвовал в помощи фронту сбором теплых вещей и средств на оборону.
В марте 1942 г. из состава учащихся была организована группа в количестве 29 человек по подготовке преподавателей физкультуры для неполной средней школы.
Педагогический коллектив во главе с директором ежедневно проводили политинформацию, знакомили учащихся с обстановкой на фронте. Большое значение уделяли предмету военной подготовки.
В феврале по всему Советскому Союзу проводилось мероприятие огромного значения в деле боевой подготовки – лыжный кросс имени 26 годовщины Красной Армии. 232 студента Ростовского педучилища приняли в нем участие. Комсомольская организация была награждена почетной грамотой Ростовского районного комитета ВЛКСМ
С 1940 по 1945 год Ростовское педагогическое училище подготовило и выпустило свыше 250 педагогов.
С декабря 1945 года директором Ростовского педагогического училища был назначен Гусаковский Георгий Яковлевич (возглавлял учебное заведение с 1945 по 1954 год). Большие заботы легли на плечи директора: укрепление материально-технической базы учебного заведения, открытие новых специальностей, подбор кадров. Обучение перестраивается на четырёхлетние программы, расширяется спектр педагогических профессий: учитель начальных классов, учитель-воспитатель, воспитатель детского дома, учитель физкультуры, пионервожатый. Обучение для студентов ввели платное, установили школьную форму.
После окончания Великой Отечественной войны в декабре 1945 года директором Ростовского педагогического училища был назначен Георгий Яковлевич Гусаковский. За героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, Георгий Яковлевич Гусаковский был награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Прошедший войну, познавший всю тягость военного времени Георгий Яковлевич Гусаковский много сделал для учебного заведения.
Педагогическое училище испытывало большие материальные трудности. Только благодаря настойчивости директора Гусаковского Г.Я. весной 1946 г. удалось получить свое здание, а в апреле того же года начать ремонтные работы для подготовки помещений к новому 1946/1947 году.
В этом же учебном году училищу передается городское здание под общежитие как для студентов, так и для преподавателей. При новом общежитии открывается столовая, библиотека и читальный зал на 100 человек. Эти мероприятия положительно сказались на деятельности учебного заведения.
В 1947 году Ростовское педагогическое училище переходит на 4-х летний курс обучения. Согласно новому Уставу, утвержденному Министерством высшего образования СССР 14.02.1949 г., училище имело «два отделения – школьное и учителей-воспитателей детских домов». Позднее были открыты новые профессии: воспитатель детского дома, учитель физкультуры, пионервожатый. Количество групп в училище с 1 сентября 1949 г. достигло 14, вместо обычных 8-9 групп.
В 1949 году по решению областного комитета ВЛКСМ в Ростовском педагогическом училище открыли школу по подготовке пионервожатых, которая существовала до1954 года.
Директор Гусаковский Г.Я. за короткий период сумел сплотить коллектив педагогов и учащихся. После войны на работу в педагогическое училище были приняты бывшие фронтовики. Они стали преподавателями учебных дисциплин. И директор уделял большое внимание вопросам переподготовки преподавателей.
В 1953 году училищу передали 2 га земли напротив Ростовской гимназии, где был разбит фруктовый сад и огород. Поэтому большое значение в деле политехнического обучения учащихся педучилища стала иметь работа на пришкольном учебно-опытном участке. Это обучение давало ребятам знания основ агрономии. Они своими руками выращивали посадочные плодово-ягодные растения для передачи школам, детским садам, детскому дом №49 и фабрике «Рольма». Главным организатором сада и руководителем всех проводимых в нём работ была Тимохина Прасковья Ивановна.
На учебном предмете «Основы сельского хозяйства» в течение года учащиеся знакомились с теоретическим материалом, в период практики обобщали его, проводили опыты, ставили эксперименты. Работа проводилась под руководством специалистов. Работа в саду училища была чётко организована.
В саду проводилась большая экспериментальная работа, в которой принимали участие как преподаватели, так и студенты училища. В 1952 г. на пришкольном участке выращивались дички яблонь от посева семян 870 шт., привитых яблонь 48 шт., неплодоносящих 232 шт., питомник желтой акации занимал площадь 40 м2, питомник дуба – 20 м2, черной смородины – 40 м2, крупноплодной земляники – 25 м2, малины – 368 кустов, черной смородины – 465, крыжовника – 10 куст., вишни – 400 деревьев, груши – 5, лиственницы – 17, рябины – 2, клена – 5 деревьев, сеянца слив – 10 шт., абрикоса – 2 шт., черемухи – 2 растения, сирени – 58 кустов, жасмина – 2 куста. Из овощей выращивались огурцы, тыква, дыни, кабачки, морковь, репа, редька, редис, лук – чернушка, чеснок, фасоль, сладкий горошек, капуста, картофель. Из технических – канатник, подсолнечник, конопля, арахис и др.
В учебном заведении обучались около 500 учащихся (очного и заочного обучения). К 1953 г., т.е. за 25 лет работы училищем было подготовлено 1436 учителей начальных классов.
В педагогическом училище большое внимание уделялось развитию спорта. Студенты ежегодно принимали участие в городских и областных соревнованиях по лыжному спорту, по лёгкой атлетике. Каждое лето совершали речной поход на лодках по Волге. Спортсмены-победители награждались поездками в разные города, в санатории, получали ценные подарки. Развивалась художественная самодеятельность. В училище были организованы оркестры: духовой, руководитель Морозов Семён Леонтьевич, 2 оркестра домристов, руководитель Краморева Ю.А, оркестр скрипачей, руководитель Лихтер Семён Владимирович. Студенты выступали с концертами на фабриках и заводах, агитбригады посещали колхозы и совхозы.
Выпускники Ростовского педагогического училища получали союзное распределение. Они работали учителями в Таджикистане, в Узбекистане, в Чечне, на Дальнем Востоке, в Прибалтике.
В 1954 году директором Ростовского педагогического училища стал Шумаков Семён Григорьевич. Большие заботы легли на плечи нового директора. Студенты обучались как по очной, так и по заочной форме.
В 1956-1957 году в связи с закрытием Переславского педагогического училища и 70 студентов старших курсов перевели на доучивание в Ростовское училище, в 1956 году перевели студентов Ярославского училища – физкультурное отделение (около 50 человек).
Особое внимание в училище уделялось спортивной работе. Ежегодно учащиеся становились призёрами разнообразных соревнований, добивались отличных результатов при сдаче норм ГТО. Директор Шумаков С.Г. поддерживал студентов, выделял деньги на приобретение продуктов. Он окружал заботой каждого. Из ученического сада разрешал выдавать овощи малоимущим студентам, преподавателям, имеющим детей. Заботой было окружено студенческое общежитие. Учебное заведение имело хорошие результаты, преподавателей уважали, ценили, а быть студентом РПУ считалось почётно.
К 1958 году, т.е. за 30 лет работы училищем было подготовлено 1750 учителей начальных классов, около 250 пионервожатых.
В 1957 году Приказом Министерства просвещения РСФСР за № 181 от16.05.1957 г. в Ростовском педучилище с сентября 1957 г. открылось музыкальное отделение с 4-х годичным сроком обучения на базе семилетней школы. С 1959/60 уч.г.училище становится полностью музыкальным. Заботы по организации нового отделения легли на плечи директора Шумакова Семёна Григорьевича. В училище на момент открытия нового отделения не хватало преподавателей музыкальных дисциплин, музыкальных инструментов, методической литературы, мест в студенческих общежитиях. За короткий период педагогический коллектив пополнился специалистами из Москвы, Ленинград, Саратова, Омска, Ярославля, Владимира, Алма-Аты, Горького. Это были вокалисты, хоровики, концертмейстеры, баянисты.
Преподаватели и студенты были активными пропагандистами лучших образцов мировой музыкальной культуры. Большими музыкальными праздниками становились ежегодные отчёты училища в стенах Ярославской областной филармонии. Заметный вклад внесло училище в развитие хорового искусства в области. В 1960 году переименовали учебное заведение в Ростовское музыкально – педагогическое училище.
В 1961 году состоялся первый выпуск музыкального отделения, 78 специалистов-выпускников были направлены в школы и детские сады Ярославской области.
В 1963 году Успенский Орест Дмитриевич был назначен директором музыкально-педагогического училища. Математику по образованию удалось сформировать дружный коллектив педагогов-музыкантов. Ряд преподавателей имело консерваторское образование.
В 1962 году был создан объединенный оркестр народных инструментов.
В конце 60-х годов в Ростов приезжал замечательный советский педагог-музыкант Д.Б.Кабалевский. Им была разработана программа «Музыка», призванная по-настоящему заинтересовать учащихся музыкой, ввести их в мир большого музыкального искусства. Д.Б.Кабалевский встречался с педагогами и учащимися Ростовского музыкально-педагогического училища. Учебное заведение одним из первых в стране приступило к подготовке специалистов для работы по этой программе.
В марте 1972 года Ешкова Людмила Северьяновна была назначена директором музыкально-педагогического училища. Педагогический коллектив насчитывал уже около 100 человек. Ежегодно он пополнялся молодыми специалистами из разных городов.
Педагогический и студенческий коллектив училища являлся постоянным участником городских культурных мероприятий. Заметный вклад внесло училище в развитие хорового искусства в Ярославской области. Гордостью музыкально-педагогического училища всегда были хоры: сводный, мужской, женский, курсовой. Первым руководителем сводного хора был Струлис Валентин Александрович, в нём насчитывалось около 100 учащихся. В мужском хоре занималось около 40 юношей. Руководителями хоров были Юрьева Л.Б., Герасимова Г.А., Родина Г.В, Плешанова Л.Н. Хор педагогов был предметов особой заботы директора Л.С.Ешковой. Преподаватели Ростовского музыкально-педагогического училища Мальцев С.А. Герасимов А.Д. возродили знаменитые на весь мир Ростовские колокольные звоны.
Ешкова Л.С. была тонким целителем искусства, требовательный педагог, она возглавлял учебное заведение до 1984 года.
Ромашова Татьяна Викторовна была назначена директором музыкально-педагогического училища в 1985 году.
В 1988 году училище получило новую материальную базу – здание бывшей школы-интерната №8 площадью более 6000кв.м.. Ромашова Т.В. внесла большой вклад в реструктуризацию учебного заведения, улучшала материально-техническую базу колледжа. Педагогический коллектив насчитывал свыше 80 человек, среди них 41 преподаватель, в прошлом выпускник Ростовского музыкально-педагогического училища.
Училище стало центром методической и культурно-массовой работы в городе и районе. Благодаря высокой требовательности к подчинённым и прежде всего к самой себе директору Ромашовой Т.В. удалось наладить чёткую организацию учебного процесса.
В 1994 году приказом Министерства образования училищу был присвоен статус колледжа. В его структуре был открыт педагогический лицей. Колледж вошёл в состав учебно-педагогического комплекса «Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского – педагогические колледжи области», преобразованное в 2002 году в университетский комплекс.
В соответствии с социальным заказом региона в колледже были открыты новые специальности: «Коррекционная педагогика», «Преподавание в начальных классах», «Социальная педагогика», «Прикладная нформатика», «Дошкольное образование», «Педагог дополнительного образования», «Социальная работа». В учебном заведении были реализованы программы дополнительной подготовки в области информатики, иностранного языка, театральной деятельности, музыки, ритмики.
Преобразования, осуществляемые педагогическим коллективом под руководством директора Ромашовой Т.В., коснулись различных сторон деятельности колледжа: организации образовательного процесса, содержания образования, активного использования новых технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, создания условий, обеспечивающих повышение индивидуального образовательного результата.
В 2017 году директором ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа была назначена Рябинкина Наталья Борисовна.
Понимая, что огромная история Ростовского педагогического колледжа – это не только предмет гордости, но и огромная ответственность за страницу истории сегодняшнюю, продолжает создавать эффективные механизмы развития профессиональной образовательной организации для обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики региона.
Развитие материально- технической базы и создание комфортных современных условий обучения считает одним из направлений развития колледжа. За пять лет руководством учреждения, проведены масштабные ремонтные работы: капитальный ремонт кровли учебного корпуса, замена оконных блоков, ремонт фасада общежития, ремонт внутренних помещений. Значительно обновлена учебно-материальная база колледжа. Активно развивается инфраструктура колледжа. В нём созданы и функционируют мастерские по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Социальная работа».
С 2019 г. получив, лицензию на программы дополнительного образования детей и взрослых, программы дополнительного профессионального образования, в колледже началось активное развитие системы дополнительного образования, обеспечивающей допрофессиональную педагогическую подготовку школьников в логике непрерывного педагогического образования, а также разработку и реализацию опережающих образовательных программ для различных целевых групп. Активное развитие системы дополнительного образования дало импульс развитию сетевого партнерства и сетевых форм обучения, а также развитию внебюджетной деятельности колледжа.
Являясь членом Регионального комплекса непрерывного педагогического образования, колледж сотрудничает с ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и педагогическими колледжами региона. С 2019 г. совместно с педагогическим университетом реализуются программы дополнительного образования социально-педагогической направленности в сетевой форме для студентов и школьников Ростовского муниципального района, проводит на своей базе региональные этапы Российской психолого-педагогической олимпиады школьников им К.Д. Ушинского, с 2023 года участвует в реализации проекта «Профессионалитет» по специальности Дошкольное образование.
Под руководством Рябинкиной Н.Б. колледж активно участвует в инновационной и экспериментальной деятельности: в 2018 году прошел конкурсный отбор и стал Федеральной инновационной площадкой по разработке, апробации и внедрению модели формирования ИКТ-компетенций и методик подготовки студентов профессиональных образовательных организаций в соответствии с профессиональными стандартами. С 2020 г. колледж участвует в апробации комплекса мер, разработанного НИУ «Высшая школа экономики», и направленного на совершенствование возможностей и условий реализации основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения. С 2023 года – региональная инновационная площадка по теме: «Разработка модели цифрового управления (МЦУ) профессиональной образовательной организацией на основе автоматизированных информационных систем». С 2023 года – соисполнитель федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского» «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования».
Рябинкина Н.Б. умело включает коллектив колледжа в активную работу по участию в региональных и федеральных образовательных инициативах: движения Ворлдскиллс Россия, проектов «Билет в будущее», «Успех каждого ребенка», «Социальная активность», «Содействие занятости населения». С 2019 г. колледж стал площадкой повышения профессиональных компетенций специалистов образовательных и социальных организаций Ростовского и близлежащих муниципальных районов и площадкой оценки качества подготовки этих специалистов на основе демонстрационного экзамена по стандартам WS.
Рябинкина Н. Б. поддерживает любую инициативу сотрудников, стимулирует и мотивирует педагогов на качественный труд. Под ее руководством коллектив колледжа неоднократно становился победителем региональных конкурсов: 2018 г.– победитель конкурса «Лучший проект модернизации оснащения учебного кабинета»; 2019 г. – победитель регионального конкурса команд образовательных учреждений «Лучшие практики методического сопровождения конкурсов профессионального мастерства, олимпиад, чемпионатов в профессиональной образовательной организации»; 2020 г. – победитель областного конкурса на лучшую модель организации воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях Ярославской области; в 2021 г.- 1 место в региональном конкурсе на лучшую учебно-материальную базу по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Особое внимание уделяет развитию социальной активности студентов через вовлечение их в социальное волонтерство. В колледже с 2017 года действуют два волонтерских отряда, которые выполняют конкретные социальные заказы, а также разрабатывают и реализуют социальные инициативы и проекты, актуальные для колледжа, города Ростова и Ростовского района. Особое внимание уделяет организации насыщенной студенческой жизни, как важнейшего аспекта подготовки будущих педагогов.
Каждый из руководителей Ростовского педагогического колледжа в период своей деятельности внес огромный вклад в его развитие и оставил яркий след на страницах истории среднего профессионального образования Ярославской области.