Страница обновлена 16.12.2019

Ориентировочная структура профессионального резюме

 

            Резюме – это самохарактеристика специалиста, наиболее часто запрашиваемая сегодня работодателем для предварительного знакомства с соискателем. Резюме нужно не только работодателю. Оно необходимо  также соискателю, так как позволяет «собраться с мыслями» и упорядочить представление о себе как специалисте, своих достоинствах, профессиональном опыте, целях и перспективах, что совершенно необходимо для достижения успеха.

Достаточно часто резюме – это первое впечатление о соискателе. Грамотно составленное и оформленное резюме демонстрирует его профессиональную компетентность и уверенность в своих силах. В центре любого хорошего резюме должна быть демонстрация собственных успехов и достижений.

Кандидаты на работу могут создавать привлекательные резюме с разным стилем и дизайном в зависимости от профессии посредством бесплатного конструктора резюме онлайн canva.com/ru_ru/sozdat/rezyume/ .
Canva - это графический редактор, который сейчас насчитывает более 10 миллионов пользователей в 190 странах мира. Функционал сервиса очень прост в использовании: компания была создана специально для людей, которые не имеют навыков дизайна, но хотят создавать собственные иллюстрации и визуальные материалы для продвижения бизнеса или блога, а также для учебы и повседневных задач.

Профессиональное резюме -  это структурированная характеристика работника. Но единых, общепринятых требований к его структуре нет. В литературе и на сайтах по поиску работы можно встретить различные формы резюме. Авторами была предпринята определенная работа по анализу и выбору формы и структуры резюме. Мы рекомендуем следующую структуру резюме, включающую наиболее типичные блоки информации, которые обычно запрашивают работодатели:

1. Заголовок

2. Основные личные данные или персональная информация

3. Цель в поиске работы

4. Образование

5. Опыт работы

6. Дополнительная информация

7. Личные качества

8. Рекомендации

            Преподавателю следует обратить внимание обучающихся на то, что на практике они могут встретиться и с другими вариантами резюме, но проработка предложенных типичных блоков информации позволит без труда их заполнить.

Ниже даны некоторые рекомендации по составлению разделов резюме.

  1. Заголовок

Чаще это ФИО, пишется крупным шрифтом посередине листа.

2. Основные личные данные или персональная информация

Этот раздел должен содержать дату и место рождения, семейное положение, контактную информацию (домашний и мобильный телефоны, адрес электронной почты).

Если семейное положение обучающегося является «неблагоприятным» в плане трудоустройства, например, одинокая женщина с маленьким ребенком, то лучше вообще не писать о семейном положении. Резюме отличается от автобиографии именно тем, что в нём нет требования к предоставлению информации о личной жизни и родственниках, поскольку это информация, которая не относится к собственно профессиональным качествам и характеристикам.

3. Цель в поиске работы: что соискатель хочет делать, на что претендует, на какие условия рассчитывает. В компании может быть открыто несколько вакансий, поэтому можно указать одну-две смежные должности, на которые может претендовать работник. Поскольку цель резюме – добиться приглашения на собеседование, поэтому не нужно вдаваться в детали и частности, формулировки должны быть краткими и ясными. Для более детального рассказа о преимуществах существует собеседование.

4. Образование

Для студентов и молодых специалистов советуют помещать этот пункт сразу после цели резюме, так как опыт работы, если и есть, то обычно небольшой. Помимо информации о профессиональном образовании, здесь следует  подчеркнуть те дисциплины, которые соответствуют заявленной цели резюме; отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой; темы и методы, освоенные в ходе подготовки курсовых и дипломных проектов; награды, поощрения, полученные во время учебы. Также необходимо указать информацию об обучении на  различных курсах профессиональной направленности, которые могут иметь отношение к запрашиваемой должности (пользователей компьютера, курсы вождения, оказания первой медицинской помощи и пр.)

5. Опыт работы

Необходимо акцентировать внимание работодателя на том опыте, который соответствует заявленной цели. Важно показать успехи и достижения соискателя, а также то, что претендент умеет работать и добиваться результатов.

Поскольку у обучающихся обычно недостаточно опыта работы по специальности, необходимо включить в резюме весь опыт работы, в т.ч. полученный во время обучения и практики:

- производственную практику на старших курсах;

- летнюю работу;

- помощь преподавателям в вузе;

- частную предпринимательскую деятельность;

- временную работу в проектах;

- неоплачиваемую работу (возможно, участие в организации конференций, работу в общественных или благотворительных организациях).

6. Дополнительная информация

Здесь указывают только ту информацию, которая показывает в выгодном свете соискателя и может иметь отношение к соответствующей  должности: личные качества, знание компьютерных программ и технические навыки, деловые связи, владение иностранными языками, водительские права, наличие автомобиля, готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню, факты, свидетельствующие о хорошем здоровье (в т.ч. посещение секции, тренажерного зала и пр.).

Может включать:

- сведения об общественной деятельности;

- участие в работе профессиональных объединений;

- упоминание о хобби (только если оно имеет отношение к работе или если его можно счесть достаточно серьезным личным достижением);

- сообщение о военной службе;

- указание о готовности к разъездам, смене места жительства;

- указание о готовности к работе с ненормированным рабочим днем;

-  информация о возможности представить рекомендации (например, «Рекомендации могут быть представлены по требованию);

- наличие водительских прав;

В ряде случаев вышеназванные разделы могут быть дополнены еще двумя.

7. Личные качества

Раздел стоит вводить, если занимаемая должность требует определенных личных качеств, которые фактически являются профессиональными (например, для секретаря руководителя, помимо технических навыков работы с оргтехникой и документами, очень важными являются доброжелательность, стресс-устойчивость, умение устанавливать контакты с людьми разного возраста, профессий, социальных групп, находящихся в любом состоянии, умение быть услужливой и пр.).

Описывая личные качества, необходимо указывать только те, которые адекватны  должности (профессии), указанной в цели резюме.

8. Рекомендации

Пункт важный, так как недостаток опыта может быть компенсирован мнениями профессионалов. Данный раздел стоит вводить отдельно, когда у обучающихся есть конкретные рекомендатели или письменные рекомендации, отзывы. Это могут быть рекомендации преподавателей (если обучающийся на хорошем счету в своем образовательном учреждении), руководителя курсовой или дипломной работы, руководителя практики на предприятии. В этом случае необходимо указать ФИО, должность, научные звания рекомендателя и координаты для связи с ним.  При этом следует предупредить обучающихся, чтобы они заранее предупредили рекомендателя о возможном звонке от работодателя.

Памятка для обучающихся по подготовке профессионального резюме

 

• Прежде всего, сформулируйте, какие цели вы преследуете, претендуя на определенную работу, должность и т. д. Постарайтесь дать понять, что вы не стремитесь получать больше, а работать меньше. Укажите, по какой причине вы интересуетесь этой работой. Поясните, почему, по вашему мнению, именно вы подходите для нее.

• При составлении резюме определите, какое впечатление о себе вы хотите создать, это поможет расставить нужные акценты. Отвечая на данный вопрос, вспомните следующую информацию:

– что ценят руководители в выпускниках;

– требования к должности (профессии), на которую вы претендуете;

– какие из требуемых качеств являются действительно сильными для вас, т. е. выделите то, что вы действительно можете предложить в данной ситуации. Ведь резюме – это рыночный способ самопрезентации. А рынок, как известно, «место встречи спроса и предложения».

• Помните, что на просмотр резюме должно затрачиваться не более 2 минут. Поэтому следует информацию тщательно подобрать, сгруппировать и хорошо структурировать на одной странице, выделив шрифтом или подчеркиванием наиболее важные места. Если вам удалось составить резюме, которое привлекло внимание при первом прочтении, значит, оно сработало.

• Краткое резюме будет более убедительным и адресным, если вы проведете развернутую работу по осознанию собственного опыта работы и своих достоинств. Резюме – это не роман, но для того, чтобы выбрать лаконичные аргументы из корзинки вашего опыта и достоинств, необходимо навести там порядок. Как часто бывает, что уже после окончания важного события начинаешь вспоминать нужные обоснования.  Подготовка качественного резюме требует значительного времени для обдумывания и обоснования каждой позиции.

• Заранее побеспокойтесь о рекомендателях, которые могут дать хороший отзыв о вас. Попросите людей авторитетных, прежде всего в глазах работодателей, выступить вашими рекомендателями. Добившись согласия, укажите их адреса и телефоны в резюме. Это облегчит работодателю контакт с ними (см. примеры профессионального резюме в Приложении 5.3).

• Исключите незначимую информацию. Если в объявлении о вакансии не было особого требования, не присоединяйте к резюме рекомендательные письма, копию вкладыша диплома или сертификатов.

• Обратите внимание на факторы,  повышающие привлекательность резюме:

– использование энергичных глаголов, указывающих на вашу активность: сделал, получил, освоил рабочее место…, оказывал помощь, участвовал в…; позитивные формулировки (см. Приложения 4.4, 4.5);

            – конкретность (указание точных и конкретных целей);

– избирательность (соответствие представленной информации целям резюме);

– честность (включение в резюме правдивой информации при правильно расставленных акцентах);

– краткость.

Профессиональное резюме при направлении в организацию следует дополнить сопроводительным письмом, где должна быть указана причина его отправки

 

Мини-резюме

Последние годы становится нормальной традицией размещение частных объявлений о поиске работы в средствах массовой информации, как правило, в изданиях, посвященных поиску работы (газетах и журналах), на сайтах, реже – на телевидении.

Мини-резюме – это предельно краткая информация о соискателе, содержащая 1-3 предложения, для размещения в газете или на телевидении (бегущая строка).

В нем должны быть указаны:

- профессия или предлагаемые виды работ, или профессиональные навыки (что предлагает соискатель), например «Владею навыками ведения деловых переговоров по телефону, могу вести делопроизводство, офисную работу, умею работать с текстовым редактором WORD»;

- в какой сфере, группе предприятий или компаний может (хочет) работать соискатель;

- преимущества, выгодно выделяющие соискателя (например, «профессионал с трехлетним опытом работы», «имею категории В, С и Д», «опыт стажировки за границей в компании _____________ и пр.).

Не следует указывать и тем более начинать мини-резюме с половой принадлежности, возраста, описывать внешние данные (если только это не является неотъемлемой частью профессионального имиджа, например должность диктора на телевидении).

Примером неграмотно составленного мини-резюме может быть следующее: «Молодая девушка привлекательной внешности ищет работу в компании, офисе».  Поскольку не указываются профессиональные характеристики, не очень понятно, какого типа работу ищет этот соискатель. Соответственно, в ответ на такое резюме предложения могут быть разные, в том числе недвусмысленные (например, оказание интимных услуг).